
КАК БЫТЬ ПРОСТО
ХОРОШИМ МУЗЫКАНТОМ
И НЕ ОБЛАЖАТЬСЯ
НИЧТО НЕ ИСТИНА, ВСЕ ДОЗВОЛЕНО
Описание рубрики: В рубрике «Как не облажаться» редакция ВОС любовно собирает по кусочкам накопленный опыт и делает выводы: как не лажать, как находить ответы на сложные вопросы, как выходить из непростых ситуаций, как сделать свою жизнь легкой и радостной.
Автор: Александр Цой
Мы недавно рассказывали, как быть электронным музыкантом и не облажаться. Но что делать, если сенквенсоры и семплеры тебе чужды, а драм-машины и синтезаторы вызывают энтузиазм только в компании винтажного «гибсона», воткнутого в ламповый комбик? Что делать, если твоя стезя — сногсшибательное сочетание дабстепа и живого диджериду? Или если все, что тебе требуется для самовыражения, — это два гвоздя, гитарный звукосниматель, ржавая струна, бутылочное горлышко и собственный голос?
ВОС представляет руководство к действию для всех, кто не мыслит свою жизнь без написания, исполнения или записи просто хорошей музыки любых сортов и расцветок.
ВАС ДОЛЖНО ПЕРЕТЬ
ОТ ТОГО, ЧТО ВЫ ДЕЛАЕТЕ.
Пишите и играйте то, что вас вдохновляет, и то, от чего вы ловите кайф. Вы — ваш главный слушатель и главный критик. Не гонитесь за трендами и сомнительной крутостью в пику собственному удовольствию и удобству. Делайте то, от чего вас прет, и то, в чем вы уверены. По крайней мере это честно по отношению к себе.
НЕ РАСПЫЛЯЙТЕСЬ
НА ИНСТРУМЕНТАРИЙ. ГЛАВНОЕ — РЕЗУЛЬТАТ.
И голоса с гитарой, воткнутой в комбик, и простого синтезатора, и лаптопа при должном старании и увлеченности вполне хватит для создания потрясающей музыки. Большинство слушателей, не считая рафинированных музыкальных критиков и капризных эстетов, не волнует, как вы пишете свои произведения, если в них есть душа. В Советском Союзе у музыкантов вообще не было возможности ни купить приличный инструмент, ни записаться на нормальной студии. Но им было о чем петь, и люди хотели их слушать.

НЕ ОГРАНИЧИВАЙТЕ СЕБЯ РАМКАМИ НАДУМАННЫХ СТИЛЕЙ
Самые интересные явления в музыке зачастую происходят на стыке несовместимых, казалось бы, музыкальных направлений. А самым смелым и талантливым музыкантам иногда удается даже создать новые. Без Black Sabbath, Led Zeppelin и Deep Purple не было бы рока и метала, а индастриала — без Throbbing Gristle и Бойда Райса. Не надо пытаться запрыгнуть в последний вагон уходящего поезда, если можно попробовать построить свой паровоз.
КАЧЕСТВО ВАЖНЕЕ КОЛИЧЕСТВА
Сосредоточьтесь на написании одной или нескольких хороших песен, треков или композиций. Не стоит без четкой уверенности в результате замахиваться на двойной концептуальный альбом. Для подобных эпических предприятий нужны ресурсы и лояльная аудитория. Короткие EP и яркие синглы гораздо легче воспринимаются публикой в наше время цифровой дистрибуции, мобильных устройств и бешеного ритма жизни.

СОЗДАЙТЕ СЕБЕ УСЛОВИЯ,
В КОТОРЫХ ХОЧЕТСЯ ТВОРИТЬ
Сложно писать брутальный EBM в девичьей спальне с розовыми стенами, если, конечно, вы только что не выпотрошили окровавленным тесаком прямо посреди комнаты огромного плюшевого кролика. Точно так же непросто петь про бесконечность и надежду в засранной типовой однушке в хрущевке. Расставьте вокруг горящие свечи, купите новый большой рабочий стол из цельной доски, повесьте на стену голову дикого кабана или снимите уже, наконец, квартиру побольше. Создайте себе подходящую для творчества обстановку.
ТУСОВАТЬСЯ ИЛИ ИЗОЛИРОВАТЬСЯ
— ВАШ ВЫБОР
Кому-то важно быть в тусовке единомышленников, делиться и обмениваться идеями каждый день, сотрудничать с братьями по оружию и джемовать с товарищами по несчастью. Кому-то больше нравится неделями сидеть в студии, питаясь быстрорастворимой лапшой и дрянным кофе. Оба подхода имеют свои плюсы и минусы. Не нужно поступать наперекор себе. Главное — не забывать что-то писать в перерывах между тусовками или иногда все же выбираться из своей пещеры поглядеть, что происходит вокруг. Возможно, именно в этот момент вас настигнет беспощадное вдохновение.

ИНОГДА ПУТЬ К ЦЕЛИ
И ЕСТЬ ЦЕЛЬ
Начиная ваять нетленку, старайтесь представить, какого результата вы хотите добиться, но не давайте этому представлению ограничивать ваше творческое мышление. Если какая-то фраза, рифф или мелодия куда-то ведет вас за собой — не бойтесь им следовать. Но не забывайте, что у композиции должны быть начало и конец.
ЛЮБОЕ РАСШИРЕНИЕ
ВАШИХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ГОРИЗОНТОВ — ЭТО ХОРОШО
Не бойтесь и не стесняйтесь исследовать стили и приемы, не имеющие никакого отношения к тому, что вы хотите играть. Если вы самый брутальный блэк-металлист в городе, попробуйте поиграть немного фанка. И даже распоследнему электронщику-лаптопщику пойдет на пользу умение хоть немного освоить какую-нибудь балалайку. Вы удивитесь, как и где иногда пригождаются вроде бы непрофильные навыки.

НЕ ЗАНИМАЙТЕСЬ
МУЗЫКОЙ РАДИ ДЕНЕГ
Если ваша цель — самовыражение, а не просто игра на музыкальном инструменте, попытка быстро превратить музыку в источник дохода может обернуться настоящим проклятием. Представьте, как вы исполняете давно протухшие хиты по заказу подвыпившей публики в занюханном кабаке или неделями чешете с туром по холодным ДК русской глубинки, каждый вечер играя для аудитории школьников. Не ориентируйтесь на заработок. Найдите хорошую мотивацию: покажите всем, как надо.
НЕ ОТСТУПАЙТЕ
И НЕ СДАВАЙТЕСЬ
Будьте готовы к трудностям и лишениям, ведь это совершенно необходимая часть творческого пути. Бесконечная гречка и стоптанные за три сезона кеды — не такая уж непомерная цена за возможность накопить на синтезатор, который даст тот самый звук, что вы слышите у себя в голове. Для привлечения дополнительного дохода осваивайте смежные дисциплины, играйте DJ-сеты, создавайте сайд-проекты, привозите симпатичные вам группы из других городов и стран.

ОТДАВАЙТЕ СЕБЯ
БЕЗ ОСТАТКА
Выступая на публике, добивайтесь единства формы и содержания. Если вам хочется устроить из концерта театрализованное представление, не забудьте про грим и костюмы. Если вы прирожденная рок-звезда — каждый день одевайтесь так, чтобы в любой момент можно было выйти на сцену в чем есть. Даже если в зале всего пара человек, вы обязаны показать им все, на что способны. Причем обязаны в первую очередь самому себе.
СТРЕМИТЕСЬ СТАТЬ ПРОФЕССИОНАЛОМ
Относитесь к своему творчеству серьезно, даже если играете юмористические частушки на укулеле. Самые базовые знания о звукозаписи, живом звуке, сценическом освещении, работе звукооператора и даже ивент-менеджера очень облегчат вам жизнь. Ну и никому еще не мешало быть пунктуальным, обязательным и внимательным.

НЕ ЖДИТЕ, ПОКА НА ВАС ОБРАТЯТ ВНИМАНИЕ
Записав свой первый сингл и выложив его на Bandcamp, не ждите чуда, внезапных миллионных продаж и приглашения сыграть на Гластонбери. Современные технологии позволяют огромному количеству людей писать, публиковать и продвигать свою музыку. Не ленитесь вести блог, твиттер и фейсбук, а еще лучше сделайте и поддерживайте хоть какой-нибудь сайт. Все это дает людям понять, что ваш проект жив и бодр, а вы настроены решительно.
НЕ ПЫТАЙТЕСЬ ДЕЛАТЬ
ВСЕ САМОСТОЯТЕЛЬНО
Используйте любую возможность обратиться к опытным профессионалам. Сводите свои песни у хорошего звукорежиссера, пригласите классного художника по свету рулить концерт, закажите фотосессию у известного фотографа. Оно того стоит!
ИЩИТЕ СВОЙ ПУТЬ
Следуя бесконечным советам, легко потерять себя. Смело нарушайте любые правила и никого не слушайте.